Доступная среда
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики, в том числе в части реализации Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
Безбарьерная (доступная) среда – это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни и способствующая наиболее полному развитию способностей и максимальной интеграции инвалидов в общество.
В современном обществе создание доступности образовательного пространства – приоритетная задача не только государственного, но и международного значения. В настоящее время государственная политика нашей страны направлена на поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Согласно образовательной политике Российской Федерации, «особое внимание требует ситуация, связанная с обеспечением успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов…» Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Нормативные акты регионального значения
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.10.2018 № 639 Об утверждении государственной программы Ростовской области "Доступная среда" (с изменениями на 26 октября 2020 года)
- Постановление Правительства Ростовской области от 11.11.2015 № 71 "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") "Повышение значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в установленных сферах деятельности на 2016-2020 годы"
Локальные акты МБДОУ
В МБДОУ разработаны правила обслуживания и обеспечения безопасности посетителей с ограниченными возможностями здоровья и систематически в соответствии с планом проводится инструктаж о правилах взаимодействия и обслуживания инвалидов.
В целях обеспечения доступности услуг для инвалидов в МБДОУ разработан Паспорт доступности.
В целях обеспечения доступности к информационным материалам, на сайте МБДОУ создана альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам предоставляется возможность посещать детские дошкольные учреждения общего типа, если же состояние их здоровья это исключает, они направляются в специальные дошкольные учреждения.
Содержание образовательной деятельности включает в себя три основных компонента:
- Образовательный компонент, в котором раскрывается содержание образования на определенном году обучения с включением календарно-тематического планирования, критериев оценивания достижений по образовательным областям.
- Коррекционный компонент, в рамках которого излагаются направления коррекционной работы с обучающимися, приемы, методы и формы. В коррекционный блок входят разделы, курируемые специалистами МБДОУ: учителями-логопедами, педагогами-психологами, инструкторами по физической культуре, музыкальными руководителя, воспитателями, которые имеют возможность реализовывать приемы и методы коррекционной работы с воспитанником во время непрерывной образовательной деятельности и в свободной деятельности, осуществляется тесное взаимодействие специалистов и детей с ОВЗ.
- Воспитательный компонентсодержит условия взаимодействий воспитателей и специалистов с ребенком с ОВЗ или ребенком-инвалидом, а также с родителями в процессе психолого-педагогического сопровождения.
Образовательный процесс предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов и экспериментов, игровых ситуаций, современных образовательных технологий: ИКТ, метод моделирования; социо-игровые методы и приемы; проблемный метод обучения; проектная деятельность; метод моделирования; деятельностный подход; сказкотерапия, пескотерапия; театрально-игровая деятельность; приемы мнемотехники; здоровьесберегающие технологии; динамические паузы; разминка для пальцев; упражнения для глаз; дыхательная гимнастика; релаксационные паузы; психогимнастика; музыкотерапия; пальцевый массаж.
При использовании специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей, используется дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка, а также комплексное воздействие на воспитанника, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях.
Соблюдаются рекомендации лечащего врача по определению режима нагрузок, охране жизни и здоровья обучающихся – инвалидов и детей с ОВЗ, организации образовательного процесса (организация режима дня, смены видов деятельности на занятиях, проведение физкультурных пауз и т.д.)
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Специально оборудованных учебных кабинетов, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет
Информация об объектах для проведения практических занятий
Объектов для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет
Информация о библиотеке
Библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет
Информация об объектах спорта
Объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет
Информация о средствах обучения и воспитания
Средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет
Информация об обеспечении беспрепятственного доступа в здание
Помещение детского сада и материально — техническое обеспечение предусматривает возможность оказания услуги для детей с ОВЗ следующих категорий: ТНР, ОНР и отдельных категорий детей — инвалидов.
Конструктивные особенности зданий МБДОУ «Детский сад «Солнышко» не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ВЗ) в образовательной организации.
Доступ к кабинетам администрации, кабинетам специалистов ДОУ, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Информация о специальных условиях питания
Специальных условий питания нет
Информация о специальных условиях охраны здоровья
Специальных условий охраны здоровья нет
Информация о доступе к информационным системам
Информационных систем нет
Информация об электронных образовательных ресурсах
Электронных образовательных ресурсов нет
Информация о наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежития, интерната нет
Информация о количестве жилых помещений в общежитии, интернате
Общежития, интерната нет
Информация о наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Материал для работы с детьми с нарушением речи учителя-логопеда:
- материалы и игры по темам;
- зеркало;
- игрушки для развития правильного речевого дыхания;
- картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
- логопедические альбомы для обследования;
- предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
- настольно-печатные дидактические игры;
- алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
- методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.