Образование

Форма обучения: Очная, в режиме полного дня (с 10,5 часовым пребыванием воспитанников)

Нормативный срок обучения: С возраста от 2 мес. и до достижения воспитанником на 1 сентября текущего года возраста, необходимого для обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования (в соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад «Солнышко»)

Срок действия государственной аккредитации: В соответствии со ст.92. п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ программы дошкольного образования не подлежат государственной аккредитации.

Язык, на котором осуществляется образование: Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении осуществляется на русском языке (государственный язык Российской Федерации)

Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): не предусмотрены

Практика: не предусмотрена

Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии: ссылка на раздел сайта

Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» (далее — Программа) является нормативно-управленческим документом. Программа определяет объем, содержание, планируемые результаты и организацию образовательной деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Солнышко» (далее — Учреждение). Она обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка по пяти направлениям – образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Физическое», определяющим содержательную и организационную составляющие образовательного процесса ДОУ.

Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

— Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении СанПин» 1.2 3685-21).

Программа разработана с учётом:

-Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.

Цели Программы:

  • «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций».
  • Программа нацелена на создание пространства детской реализации, поддержку детской инициативы, творчества, развития личности ребенка, создание условий для самореализации.

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:

  • Совершенствовать условия   для   обеспечения охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • Осуществить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
  • Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • Способствовать формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
  • Способствовать формированию предпосылок учебной деятельности дошкольников;
  • Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и  повысить   компетентность  родителей (законных  представителей) в  вопросах  развития  и  образования, охраны  и   укрепления   здоровья  детей.

 

В соответствии с ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:

  • обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
  • реализует принцип возрастного соответствия – предлагает содержание и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей;
  • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости – соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования;
  • соответствует критериям полноты , необходимости и достаточности — решает поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь  к разумному «минимуму»;
  • объединяет обучение и воспитании в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно – нравственных и социокультурных ценностей;
  • построена на принципах позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • обеспечивает преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;
  • реализует принцип индивидуализации дошкольного образования, что означает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей;
  • базируется на личностно – ориентированном взаимодействии взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности;
  • предусматривает учет региональной специфики и варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
  • реализует принцип открытости дошкольного образования;
  • предусматривает эффективное взаимодействие с семьями воспитанников;
  • использует преимущества сетевого взаимодействия с местным сообществом;
  • предусматривает создание современной информационно – образовательной среды организации;
  • предлагает механизм профессионального и личностного роста педагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

В основу Программы положены методологические подходы:

Личностно – ориентированный подход. Предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации- создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

Индивидуальный подход составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания по отношению к каждому ребенку. Помогает осознать ребенку свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны.

Компетентностный подход, в котором основным результатом деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.

Диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие его творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект- субъектных отношений.

Средовой подход, предусматривающий использование возможностей развивающей предметно-пространственной среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности путем развития каждого региона на основе поиска взаимосвязи естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах.

1.1 Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП — ОП ДО.

Основная общеобразовательная программа — образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» ориентирована на воспитание, развитие и обучение детей в возрасте от 2 до 7 лет, посещающих группы общеразвивающей направленности, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому развитию, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому и художественно-эстетическому развитию.

Содержание образовательного и воспитательного процесса выстроено в соответствии:

  • с требованиями ФГОС дошкольного образования,
  • с требованиями Федеральной образовательной программы,
  • с нормативными документами, регламентирующими деятельность в области дошкольного образования.

Реализация задач осуществляется в процессе различных видах деткой деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получают дошкольное образование в группах общеразвивающей направленности.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях:

  1. Социально-коммуникативное развитие
  2. Познавательное развитие
  3. Речевое развитие
  4. Художественно-эстетическое развитие
  5. Физическое развитие

Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.

Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию программы.

1.2 Используемые программы

Программы:

  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования, приказ №1028 от 25.11.2022г. Министерство просвещения Российской Федерации.

Парциальные программы:

  • Парциальная программа «Родники Дона» авторы: Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина.
  • Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Учебно-методическое пособие. — 2 изд., перераб. и доп. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-304с.
  • Парциальная программа по экологическому воспитанию для детей 3-7 лет «Юный эколог» Николаева С.Н.
  • Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б.

Специальные программы:

  • Н.В. Нищева «Примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет», изд.3, СПБ» Детсво-прнесс», 2015г.
  • Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина Коррекция нарушений речи, Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи / -5-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 207 с.
  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 1993 Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», С-П., «Детство-пресс», 2005

1.3 Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Основная цель взаимодействия МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с семьями воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, и повышения компетентности родителей в области воспитания.

Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и семьи возможно только при соблюдении основных правил:

  1. Доверие педагогов к воспитательным возможностям родителей.
  2. Все действия и мероприятия должны быть направлены на укрепление и повышение родительского авторитета, на уважение к родителям.
  3. Работа с родителями несёт не избирательный, а систематический характер, независимо от применяемых методов и форм взаимодействия.
  4. Обязательное наличие такта и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
  5. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания (опираемся на положительные качества ребёнка, сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успех во что бы то ни стало).

Принципы работы с родителями:

  • Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
  • Принцип открытости и доверия — предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
  • Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
  • Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
  • Принцип воздействия на семью через ребенка — если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок поделится впечатлениями с родителями.

Детский сад должен создавать возможности (ФГОС ДО п. 3.2.8.):

  • для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
  • для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
  • для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с планированием и реализацией Программы.

При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:

  • понять, как родители мотивируют своих детей;
  • увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;
  • узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми;
  • получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.

Родители (законные представители) воспитанников могут выступать:

  • в роли ассистентов и/или помощников при проведении какого — либо вида деятельности с детьми;
  • в роли эксперта, консультанта или организатора.

Основной принцип взаимоотношения семьи и детского сада: «Союз педагогов и родителей — залог счастливого детства».

1.4 Отсутствие в ООП ссылки на дополнительные образовательные программы

Ссылки на дополнительные образовательные программы отсутствуют. Дополнительное образование реализуется через отдельные образовательные программы.

1.5 Отсутствие информации, наносящей вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащей российскому законодательству.

Основная общеобразовательная программа — образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Солнышко» не содержит информации, наносящей вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащей российскому законодательству (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 13)

Аннотации к рабочим программам с приложением рабочих программ в виде электронного документа:

Методические и иные документы, разработанные МЮДОУ

Численность обучающихся

Всего на 2022-2023 учебный год — 28 воспитанников 

Старшая разновозрастная группа – 12 чел. 
Младшая разновозрастная группа — 16 чел. 

Основной структурной единицей   МБДОУ является группа воспитанников дошкольного возраста.

Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами по основным образовательным программам, – 0 человек.