Образование
Форма обучения: Очная, в режиме полного дня (с 10,5 часовым пребыванием воспитанников)
Нормативный срок обучения: С возраста от 2 мес. и до достижения воспитанником на 1 сентября текущего года возраста, необходимого для обучения в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы начального общего образования (в соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад «Солнышко»)
Срок действия государственной аккредитации: В соответствии со ст.92. п.1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012. № 273-ФЗ программы дошкольного образования не подлежат государственной аккредитации.
Язык, на котором осуществляется образование: Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении осуществляется на русском языке (государственный язык Российской Федерации)
Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули): не предусмотрены
Практика: не предусмотрена
Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии: ссылка на раздел сайта
Образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» (далее — Программа) является нормативно-управленческим документом. Программа определяет объем, содержание, планируемые результаты и организацию образовательной деятельности в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Солнышко» (далее — Учреждение). Она обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие ребенка по пяти направлениям – образовательным областям: «Социально-коммуникативное», «Познавательное», «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Физическое», определяющим содержательную и организационную составляющие образовательного процесса ДОУ.
Программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:
-Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
— Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 28.01.2021 года №2 «Об утверждении СанПин» 1.2 3685-21).
Программа разработана с учётом:
-Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. 4-е изд., перераб.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017.
Цели Программы:
- «Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно – нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально – культурных традиций».
- Программа нацелена на создание пространства детской реализации, поддержку детской инициативы, творчества, развития личности ребенка, создание условий для самореализации.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих задач:
- Совершенствовать условия для обеспечения охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечить равные возможности для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- Осуществить преемственность целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее – преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования);
- Создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- Объединить обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Способствовать формированию общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни;
- Способствовать формированию предпосылок учебной деятельности дошкольников;
- Обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с ФГОС ДО Программа построена на следующих принципах:
- обеспечивает всестороннее развитие каждого ребенка, в том числе развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка;
- реализует принцип возрастного соответствия – предлагает содержание и методы дошкольного образования в соответствии с психологическими законами развития и возрастными возможностями детей;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости – соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования;
- соответствует критериям полноты , необходимости и достаточности — решает поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»;
- объединяет обучение и воспитании в целостный образовательный процесс на основе традиционных российских духовно – нравственных и социокультурных ценностей;
- построена на принципах позитивной социализации детей на основе принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
- обеспечивает преемственность между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой;
- реализует принцип индивидуализации дошкольного образования, что означает построение образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов детей;
- базируется на личностно – ориентированном взаимодействии взрослого с ребенком, что означает понимание (признание) уникальности, неповторимости каждого ребенка; поддержку и развитие инициативы детей в различных видах деятельности;
- предусматривает учет региональной специфики и варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
- реализует принцип открытости дошкольного образования;
- предусматривает эффективное взаимодействие с семьями воспитанников;
- использует преимущества сетевого взаимодействия с местным сообществом;
- предусматривает создание современной информационно – образовательной среды организации;
- предлагает механизм профессионального и личностного роста педагогов, работающих по программе «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
В основу Программы положены методологические подходы:
Личностно – ориентированный подход. Предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием его эффективности. Механизм реализации- создание условий для развития личности на основе изучения ее задатков, способностей, интересов, склонностей с учетом признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.
Индивидуальный подход составляет гибкое использование педагогом различных форм и методов воспитания по отношению к каждому ребенку. Помогает осознать ребенку свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и слабые стороны.
Компетентностный подход, в котором основным результатом деятельности становится формирование готовности воспитанников самостоятельно действовать в ходе решения актуальных задач.
Диалогический подход, предусматривающий становление личности, развитие его творческих возможностей, самосовершенствование в условиях равноправных взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога, субъект- субъектных отношений.
Средовой подход, предусматривающий использование возможностей развивающей предметно-пространственной среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности путем развития каждого региона на основе поиска взаимосвязи естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах.
1.1 Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована ООП — ОП ДО.
Основная общеобразовательная программа — образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Солнышко» ориентирована на воспитание, развитие и обучение детей в возрасте от 2 до 7 лет, посещающих группы общеразвивающей направленности, с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям — физическому развитию, социально-коммуникативному развитию, познавательному развитию, речевому и художественно-эстетическому развитию.
Содержание образовательного и воспитательного процесса выстроено в соответствии:
- с требованиями ФГОС дошкольного образования,
- с требованиями Федеральной образовательной программы,
- с нормативными документами, регламентирующими деятельность в области дошкольного образования.
Реализация задач осуществляется в процессе различных видах деткой деятельности. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получают дошкольное образование в группах общеразвивающей направленности.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. Результаты освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативная часть). Обязательная часть Программы отражает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти образовательных областях:
- Социально-коммуникативное развитие
- Познавательное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, включает распорядок и режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации предметно-пространственной среды, особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Дополнительный раздел представляет собой краткую презентацию программы.
1.2 Используемые программы
Программы:
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования, приказ №1028 от 25.11.2022г. Министерство просвещения Российской Федерации.
Парциальные программы:
- Парциальная программа «Родники Дона» авторы: Р.М. Чумичева, О.Л. Ведмедь, Н.А. Платохина.
- Парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Учебно-методическое пособие. — 2 изд., перераб. и доп. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.-304с.
- Парциальная программа по экологическому воспитанию для детей 3-7 лет «Юный эколог» Николаева С.Н.
- Парциальная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Авдеевой Н.Н., Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б.
Специальные программы:
- Н.В. Нищева «Примерная адаптированная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи) с 3 до 7 лет», изд.3, СПБ» Детсво-прнесс», 2015г.
- Т.Б. Филичева. Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А.В. Лагутина Коррекция нарушений речи, Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи / -5-е изд. — М. : Просвещение, 2016. — 207 с.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием», М., 1993 Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», С-П., «Детство-пресс», 2005
1.3 Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Основная цель взаимодействия МБДОУ «Детский сад «Солнышко» с семьями воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, комплексное всестороннее развитие и создание оптимальных условий для развития личности каждого ребенка, путем обеспечения единства подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи, и повышения компетентности родителей в области воспитания.
Эффективное взаимодействие педагогического коллектива ДОУ и семьи возможно только при соблюдении основных правил:
- Доверие педагогов к воспитательным возможностям родителей.
- Все действия и мероприятия должны быть направлены на укрепление и повышение родительского авторитета, на уважение к родителям.
- Работа с родителями несёт не избирательный, а систематический характер, независимо от применяемых методов и форм взаимодействия.
- Обязательное наличие такта и недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
- Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания (опираемся на положительные качества ребёнка, сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успех во что бы то ни стало).
Принципы работы с родителями:
- Принцип активности и сознательности — участие всего коллектива ДОУ и родителей в поиске современных форм и методов сотрудничества с семьей;
- Принцип открытости и доверия — предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются и живут дети в детском саду;
- Принцип сотрудничества — общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;
- Принцип согласованного взаимодействия — возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах воспитания;
- Принцип воздействия на семью через ребенка — если жизнь в группе эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок поделится впечатлениями с родителями.
Детский сад должен создавать возможности (ФГОС ДО п. 3.2.8.):
- для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
- для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;
- для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с планированием и реализацией Программы.
При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:
- понять, как родители мотивируют своих детей;
- увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи;
- узнать, какие занятия и увлечения взрослые члены семьи разделяют со своими детьми;
- получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии со взрослыми и сверстниками.
Родители (законные представители) воспитанников могут выступать:
- в роли ассистентов и/или помощников при проведении какого — либо вида деятельности с детьми;
- в роли эксперта, консультанта или организатора.
Основной принцип взаимоотношения семьи и детского сада: «Союз педагогов и родителей — залог счастливого детства».
1.4 Отсутствие в ООП ссылки на дополнительные образовательные программы
Ссылки на дополнительные образовательные программы отсутствуют. Дополнительное образование реализуется через отдельные образовательные программы.
1.5 Отсутствие информации, наносящей вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащей российскому законодательству.
Основная общеобразовательная программа — образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Солнышко» не содержит информации, наносящей вред физическому или психическому здоровью воспитанников и противоречащей российскому законодательству (в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 13)
Аннотации к рабочим программам с приложением рабочих программ в виде электронного документа:
Методические и иные документы, разработанные МЮДОУ
Численность обучающихся
Всего на 2022-2023 учебный год — 28 воспитанников
Старшая разновозрастная группа – 12 чел.
Младшая разновозрастная группа — 16 чел.
Основной структурной единицей МБДОУ является группа воспитанников дошкольного возраста.
Численность обучающихся, являющихся иностранными гражданами по основным образовательным программам, – 0 человек.